МЕМОРАНДУМ-2013.


Национальная палата архитекторов о положении в архитектурной профессии в РФ.



Вступление


Цель Меморандума - обобщить и системно изложить консолидированное мнение архитектурного профессионального сообщества по ключевым проблемам профессиональной деятельности архитекторов в РФ. В значительной степени Меморандум является программным документом и определяет как ближайшие (тактические), так и долгосрочные (стратегические) корпоративные цели. Документ предназначен для ознакомления, постоянного обсуждения и практического использования прежде всего самими практикующими архитекторами. Не в меньшей степени он предназначен для представителей государственной власти, бизнеса и гражданского общества, потому что реализация целей и задач, изложенных в Меморандуме, соответствует интересам всех ключевых участников градостроительного процесса. Документ открыт к изменениям и дополнениям.


  1. Государственная градостроительная политика

    1. Стабильная, сбалансированная государственная политика в сфере градостроительства (включающая вопросы отраслевые стратегического и территориального планирования) во многом определяет судьбу государства.

      Cоциальная направленность градостроительной политики определена в главе 1 статьи 7 Конституции РФ, в соответствии с которой наше общество строит социально-ориентированное государство, где общественные интересы имеют приоритет над частными в экономической и политической системе. Единственным эффективным инструментом регулирования общественных интересов в рамках градостроительной политики является градостроительное проектирование, которое естественным образом относится к сфере профессиональных интересов и профессиональной ответственности архитекторов. Таким образом, градостроительная политика непосредственно связана с градостроительным проектированием, а профессиональное сообщество градостроителей и архитекторов должно быть, в силу самой природы профессии, представителем, агентом государства и общества, которые делегируют профессионалам право находить баланс интересов основных игроков в экономической, культурной, социальной и пр. сферах в рамках осуществления своей профессиональной деятельности.


    2. Сегодня непонимание или осознанное противодействие социально ответственной градостроительной политике приводит к тому, что, используя недостатки градостроительного законодательства, документы по планировке территории делаются исключительно как документы землеустроительного характера. В действующем федеральном градостроительном, земельном, водном, лесном и пр. законодательстве отсутствует иерархия законов по их значимости для градостроительной деятельности и недостаточно выражена их социальная, общественная ориентация.

      Как результат - вместо пространственного управления развитием территории во времени, создания комфортной, сбалансированной среды мы получаем хаотичную, рыхлую, неуправляемую среду с полным набором социальных, экономических, экологических, а в конечном итоге - политических проблем, которые государству и обществу приходится преодолевать с большим трудом.

      В связи с этим профессиональное сообщество архитекторов считает, что необходима разработка и принятие новой редакции Градостроительного кодекса, корректировка комплекса законодательных актов, связанных с градостроительным законодательством.


    3. В качестве основного элемента механизма реализации государственной градостроительной политики архитектурное сообщество видит создание специализированного государственного (уполномоченного) органа по осуществлению градостроительной политики в РФ. Эта структура может быть создана в рамках Министерства регионального развития, а еще лучше - как отдельный независимый орган государственного управления. Ключевым здесь является условие независимости создаваемой структуры от землеустроителей и строителей (Госстрой) ввиду их прямой заинтересованности в возможности влиять на градостроительную политику.

    4. Региональные и местные органы архитектуры следует вывести из подчинения строительных или других непрофильных комитетов и переподчинить их вновь создаваемой структуре в качестве элементов управления градостроительной политикой на местах. А руководители органов архитектуры должны получить более высокий статус, лучше всего - заместителей руководителей местных органов власти. Только при этих условиях государственная градостроительная политика может быть успешно реализована.

  2. Правовой статус архитектурной профессии

    1. Проблема правового статуса архитектурной профессии является на сегодня едва ли не главной в перечне проблем, стоящих перед профессиональным сообществом российских архитекторов. Без преувеличения можно сказать, что правовой статус архитектурной профессии в современной России настолько низок, что создалась реальная угроза существованию высокопрофессиональных архитекторов на российском проектном рынке.

      Корни ситуации уходят к известному постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", которое поставило архитектурную профессию на колени, полностью подчинив ее строительной индустрии. Но если тогда эта модель оправдывалась необходимостью решать масштабные социально-экономические задачи, вытекавшие из государственной социалистической идеологии, то сегодня государство отказалось от регулирования проектно-строительного процесса. Пользуясь несовершенством законодательства, строительный бизнес явочным порядком "подмял" под себя архитекторов и инженеров-проектировщиков, превратив их в обслуживающий персонал строительных подразделений. Тем самым сознательно нарушена классическая, международно признанная модель управления строительными проектами, где архитектор, помимо всего прочего, не только выполняет функции контроля за качеством и объемом строительных работ, но и от имени и по поручению заказчика осуществляет контроль за расходованием средств на строительство. Строительное лобби всячески препятствует возврату к международной модели организации проектно-строительного процесса и всеми способами пытается законсервировать старую, советскую модель, потому что не хочет никакого профессионального контроля "со стороны". С этой целью оно создало огромное количество "карманных" проектных мастерских, которые обслуживают интересы строителей. Для легализации их на рынке была организована сертификация юридических лиц в форме саморегулируемых организаций, которая позволила начать процесс вытеснения с рынка наиболее профессиональных, но неподконтрольных строительному бизнесу архитектурных мастерских.

      Вышеизложенная схема законодательно и административно закреплена в структуре, в которой архитекторы и строители подчинены одному и тому же уполномоченному органу (Госстрою), где влияние строительного бизнеса абсолютно и непререкаемо. Такое положение вещей консервирует ситуацию и лишает архитектурную профессию каких-либо перспектив, а страну - современной архитектуры и инновационных проектных решений.

      Прямым следствием существования такой модели являются:

      - высокие цены на рынке жилья;

      - гипертрофированные сметы на строительство государственных и частных объектов;

      - низкое качество строительства;

      - чрезвычайно медленное внедрение новейших строительных технологий.

      Причина - отсутствие прямого, установленного законом, профессионального контроля деятельности строительных структур, который должен осуществляться архитекторами-профессионалами.

      Таким образом, к настоящему моменту в стране создалась реальная необходимость изменения правового статуса архитектурной профессии, которая опирается на три фундаментальные предпосылки: государство отказалось регулировать проектно-строительную деятельность, РФ подписала Болонскую хартию в сфере образования, РФ вступила в члены ВТО.

      Отказ государства от административного регулирования проектно-строительной деятельности означает смену модели управления отрасли, переход на чисто рыночные методы управления. Эти методы подразумевают:

      а) изменение правового статуса архитектора - перевод архитектурной деятельности из категории предпринимательской в категорию профессиональной деятельности.

      Сегодня российское законодательство рассматривает архитектурную деятельность как чисто коммерческую деятельность, т.е. главным смыслом деятельности архитектора является не реализация творческих замыслов, не формирование пространственной среды, а просто прибыль.

      Согласно международным нормам, зафиксированным в "ACCORD - Соглашении МСА по рекомендуемым международным стандартам профессионализма в архитектурной практике" и согласованным в Генеральном соглашении по торговле и услугам (GATS) между странами - членами ВТО, деятельность архитекторов является деятельностью профессиональной.

      Предельно обобщая, профессиональную деятельность можно определить как деятельность, осуществляемую на возмездной основе, требующую специальных знаний, подтвержденных в установленном порядке, лицами, являющимися членами профессионального сообщества (организации), действующими на основе профессиональных стандартов, и обеспеченная страхованием профессиональной ответственности;

      б) выведение архитектурной профессии из-под давления строительного бизнеса путем изменения действующего законодательства;

      - принятие поправок к Градостроительному кодексу РФ;

      - принятие новой редакции "Закона об архитектурной деятельности в РФ".

      В этих законодательных актах необходимо наделить архитектора функциями агента, профессионально подготовленного представителя заказчика, независимо от того, какой это заказчик - государственный или частный. В результате должен произойти возврат к международно признанной системе управления строительным контрактом, что значительно оздоровит ситуацию на российском проектно-строительном рынке.

      РФ подписала Болонскую хартию. В соответствии с обязательствами, принятыми РФ после подписания Болонской хартии, в России принят новый Федеральный закон "Об образовании в РФ".

      В соответствии с положениями нового закона устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

      - среднее профессиональное образование;

      - высшее образование - бакалавриат;

      - высшее образование - архитекторов в России; магистратура;

      - высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации;

      - дополнительное профессиональное образование.

      Вместо существовавшей до недавнего времени процедуры завершения профессионального образования выдачей выпускникам архитектурных вузов и факультетов диплома с присвоением квалификации "архитектор" вводятся степени: "бакалавр архитектуры", "магистр архитектуры".

      Pages: 1 | 2 | 3 | 4 Next